Новости

09.04.2020

ГК АРИВИСТ в Деловом Петербурге

В условиях глобальной самоизоляции растёт ценник на услуги, а некоторые страны вводят экспортные ограничения.

Символом надежды в борьбе с коронавирусом стало возобновление железнодорожного сообщения китайского города Ухань с остальным миром. Первичный очаг распространения COVID-19 оживает и возвращает себе статус важного транспортного узла. Оттуда в немецкий Дуйсбург 28 марта снарядили первый контейнерный поезд со сборными грузами. Ранее из Германии транзитом через Россию в этот город Поднебесной отправился опломбированный состав, гружённый лососем.

На фоне активизации транспортного сообщения с Китаем в глобальной торговле начали возникать другие ограничения. В Турции, как и во многих других странах, ввели мораторий на экспорт медицинских изделий, а Евразийский экономический союз приостановил продажу на внешние рынки муки грубого помола, круп, чеснока, репы, недроблёных соевых бобов и семян подсолнечника.

Международные организации под патронажем ООН выразили обеспокоенность экспортными ограничениями — такие меры могут спровоцировать сбои в поставках товаров первой необходимости по всему миру.

"Действуя с целью защиты здоровья и благополучия своих граждан, страны должны добиваться того, чтобы любые торговые меры не нарушали работу цепи поставок продовольствия. [...] Неопределённость в отношении наличия продовольствия может породить волну экспортных ограничений, создавая дефицит на глобальном рынке. Такая реакция изменит баланс между предложением и спросом на продовольствие, приводя к резкому росту цен и усилению ценовой волатильности", — говорится в коммюнике.

Согласно мониторингу Российского экспортного центра (РЭЦ), на отечественные товары вырос спрос на зарубежных рынках. Если часть стран Евросоюза, Турция и Сербия интересуются пищевой продукцией (крупы, макароны), то США, государства Скандинавии, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии готовы закупать бактерицидные лампы, ультрафиолетовые устройства и настенные облучатели, а также средства индивидуальной защиты.

"Из-за разрыва традиционных внешнеторговых цепочек в результате введения карантина в целом ряде государств у российской продукции появился ресурс выйти на новые рынки сбыта, — говорит гендиректор РЭЦ Вероника Никишина. — Эти, безусловно, сложные времена во многом перезагрузят наш экспортный потенциал, международная торговля уже не будет прежней. Полагаю, что мы не только не потеряем рынки, но в значительной степени нарастим их".

РЭЦ выпустил свод правил для экспортёров: рекомендовано отложить поставки товаров до восстановления бесперебойной логистики, пользоваться в основном морским и железнодорожным транспортом, а малые партии отправлять по каналам "Почты России". В случае невозможности исполнения внешнеторгового контракта из-за ограничений экспортёру следует уведомить о форс-мажоре контрагента, а также подать заявление в Торгово-промышленную палату России.

 

Два столпа

Самые бесперебойные доставки совершаются железнодорожным и морским транспортом, считают эксперты РЭЦ. Впрочем, специалисты прогнозируют нехватку в будущем контейнеров из-за растущего спроса и возможное увеличение сроков доставки. Тарифы на авиаперевозки продолжают меняться в сторону увеличения в связи с серьёзными ограничениями, а автотранспорт в условиях пандемии остаётся самым рискованным способом перевозок.

"Из-за ежедневно меняющейся обстановки в мире всё чаще наблюдаются проблемы с пропуском автотранспортных средств через границы. Кроме того, в некоторых случаях сами импортеры из-за страха отказываются принимать автотранспортное средство. В связи с этим перевозчики доставляют груз своему агенту, а тот осуществляет его развоз по стране назначения. Это приводит к увеличению стоимости и сроков доставки", — говорится в отчёте РЭЦ.

Особенности удалённой работы создают непривычные условия для участников рынка ВЭД. По мнению руководителя отдела международной логистики ГК "Аривист" Елены Николаевой, этот и другие факторы оказывают влияние на сроки доставки, а также увеличивают стоимость услуг.

"На сегодняшний день больше всех пострадал рынок авиаперевозок. Говоря простым языком, он рухнул. На данный момент мы видим только официальные сообщения о том, что опубликованные ранее тарифы авиаперевозчиков в настоящий момент недействительны. Это связано с тем, что каждый день вводятся новые ограничения, и в первую очередь они затрагивают самый быстрый способ доставки. Но воздушное пространство не закрыто совсем для грузовых перевозок, поэтому мы находим способы отправить грузы — пусть не в считаные часы, как ранее, но за несколько дней подобрать вариант возможно", — говорит Елена Николаева.

Ставки на автоперевозки, по её словам, также растут из-за решения европейских транспортных компаний отпустить часть сотрудников на карантин. Сейчас участники логистических цепочек в России — морские линии, терминалы в порту, таможенные представители — пытаются перевести документооборот в электронный формат для сохранения рабочего процесса.

 

Право первой необходимости

В России также ограничили деятельность ряда компаний и производств, чьи продукция и услуги не вошли в перечень непродовольственных товаров первой необходимости (установлен распоряжением правительства №762-р от 27 марта). Однако документ в изначальной редакции просуществовал недолго: 29 марта из него убрали 13 видов товаров, в том числе автомобильные шины и автозапчасти. Рынок указал на опасность невозможности ремонта грузовых машин, что может привести к перебоям с доставками жизненно необходимых грузов. Федеральные власти не стали редактировать документ, позволив властям региональным самостоятельно дополнять список "в зависимости от санитарно-эпидемиологической обстановки" на их территории. На момент подготовки публикации в петербургской версии списка автозапчастей не было.

Ситуация с грузоперевозками напряжённая. Она меняется каждый день, но уже сейчас можно сделать выводы, что для импортируемых в Россию грузов наиболее остро стоит проблема поставок из стран ЕС по причинам, не только связанным с карантином, но и по сугубо экономическим причинам, связанным с падением курса рубля. Импорт китайских товаров постепенно оживает. В КНР практически все фабрики восстановили объём производства, порты работают в обычном режиме. Значительное падение грузопотоков из Китая за период с конца января по март 2020 года привело к тому, что международные морские контейнерные линии предлагают низкий фрахт, чтобы заполнить свои суда. Текущие ставки по сравнению с предновогодними тарифами выигрывают существенно, но, по оценке экспертов, в апреле их уровень вернётся на докризисный уровень. Есть тенденция изменения мультимодальной логистики в пользу ориентации части отгрузок с моря на железнодорожный транспорт для ликвидации дефицита импортной продукции из Поднебесной, который возник в России из-за вынужденного перерыва в поставках. Авиафрахт также испытывает сильное давление недостатком регулярных грузопассажирских рейсов из основных центров мировой торговли по всему миру. Многие авиакомпании просто обанкротятся на фоне остановки международного туризма. В экстремальных условиях растёт количество грузовых чартерных рейсов вместо регулярных, что, безусловно, несёт отрицательные последствия для российского фрахтователя. Крупные зарубежные авиакомпании перепрофилируют свои пассажирские самолёты под грузовые цели, чтобы хоть как-то сократить убытки. Есть три наиболее проблемных страны, на границах с которыми стоят многокилометровые очереди грузовиков. В Италии закрыты производства товаров не первой необходимости, фуры забирают последние заказы. Из отраслей продолжают работать фармацевтика, продукты питания, алкоголь. В Сербии введён комендантский час, движение транспорта ограничено — там в принципе очень сложно найти автоперевозчика. В Турции закрыт въезд иностранных автоперевозчиков, можно использовать только турецких водителей. Из-за введения проверок на границах между странами ЕС на прошлой неделе машины порой простаивали в очередях многие часы. Особенно острой была ситуация на польской границе — очереди из грузовиков достигают нескольких десятков километров. Грузопоток из ЕС автотранспортом снизился примерно на 30–40%, и падение, скорее всего, продолжится. Движение товаров из стран ЕС будет ограничиваться только самым необходимым ассортиментом. Если карантин продлится до лета, то, возможно, мы почувствуем нехватку ставших привычными для нас европейских товаров на полках магазинов, поэтому уже сейчас участникам ВЭД имеет смысл обратить внимание на поставщиков из Китая. Учитывая увеличение по сравнению с доставкой из Европы транзитного интервала, производственный цикл, договорной процесс, а также необходимость подыскать альтернативного азиатского партнёра, сейчас самое время заняться проработкой плана Б. К счастью, Китай на днях заявил об остановке эпидемии коронавируса у себя в стране.

 

КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРОВ

директор по развитию и инвестициям ГК «Аривист»

К списку новостей