Новости
16.02.2016
ГК «Аривист» принял участие в выездном заседании рабочей группы по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции.
11 февраля 2016 года состоялось событие, которое может стать важной
вехой процесса изменения условий работы участников ВЭД в Большом Порту
г. Санкт-Петербург.
В заседании приняли участие чиновники высокого уровня: заместитель
Министра экономического развития Российской Федерации Воскресенский
С. С., заместитель полномочного представителя Президента Российской
Федерации в СЗФО Травников А. А., заместитель Министра транспорта
Российской Федерации – руководитель Федерального агентства морского и
речного транспорта Олерский В.А., заместитель руководителя ФТС Давыдов
Со стороны бизнеса присутствовали ведущие участники цепочки
обслуживания контейнерных грузов в порту: крупнейшие линейные
перевозчики, представители контейнерных терминалов, экспедиторы и
таможенные брокеры. В числе последних был и директор по логистике ГК
«Аривист» Александров Кирилл Борисович.
Совещание прошло на территории терминала КТСП. В начале встречи
руководство порта провело экскурсию по зонам обработки судов,
таможенного досмотра грузов и документального оформления товаров.
Реальные производственные процессы были показаны как со стороны порта,
так и со стороны таможни.
Плодотворно прошло посещение ОТО и ТК т/п Гавань. В режиме
реального времени были продемонстрированы все этапы работы отдела
таможенного оформления, от присвоения номера ДТ до выпуска товара в
свободное обращение и снятия его с учета в зоне таможенного контроля на
терминале.
Далее участники приступили к совещанию по вопросам ускорения
оформления грузов в морских портах. В ходе обсуждения стало очевидно,
что вопрос не случайно требует компетенции правительства РФ. Например,
начальник Балтийской таможни ошибочно считал, что для декларанта можно
законодательно установить норматив по предоставлению документов на
поступающий в порты РФ груз, на манер норматива по предоставлению
коносаментов судоходными линиями. Старшим товарищам пришлось
поправить господина Сенько С.Б., ведь такая возможность исключена.
Существующие тарифы терминалов, номинированные в долларах США, и без
того сильно бьют участников ВЭД за нерасторопность.
В ходе совещания была приведена статистика Всемирного Банка, в
соответствии с которой Россия занимает 170 место в рейтинге по уровню
развития международной торговли. Рейтинг рассчитывался, в том числе, и
исходя из условий ведения ВЭД. И если по времени оформления документов
ВЭД Россия отстает от стран Европы и Азии лишь на несколько процентов, то
по уровню расходов на прохождение таможенных границ мы значительно
уступаем лидерам. Это может подтвердить как статистика, так и практика.
Мы на своем опыте знаем, что расходы, связанные с прохождением грузов
через порт Санкт Петербург, очень большие.
(http://russian.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/russia#trading-across-
borders)
Чиновники из Москвы попробовали по-доброму «накатить» на
представителей линий и терминалов, присутствовавших на встрече. Линии
(MSC и OOCL) и терминалы (КТСП) заняли оборонительную позицию.
Отмечалось, что ставки конкурентные, а валютные ставки на ПРР
соответствуют валютным кредитам терминалов.
Проверялась на прочность позиция Балтийской таможни, но её
руководитель отсек все попытки обвинить таможенный орган в излишних
расходах участников ВЭД. Более того, Сергей Борисович пообещал, что
количество досмотров не будет превышать 5% от всех контейнерных грузов в
импорте. Интересно, как это проверить, если есть еще досмотры по линии
Россельхознадзора, а также досмотры «по инициативе участников ВЭД»?
Чувствовалась тревога чиновников за отсутствие готового сценария
взаимодействия различных государственных контролирующих органов (ГКО).
Например, всплыл неоднократно поднимавшийся вопрос унификации
электронно-цифровой подписи (ЭЦП), позволяющей подавать документы в
любое ГКО в электронном виде. По мнению, высказанному в ходе
совещания, единый аккредитационный центр ЭЦП должен быть создан
силами Минкомсвязи.
Александров К. Б. предложил положить конец практике, при которой
договора на погрузо-разгрузочные работы в порту заключаются не с
терминалами, а с агентами морских линий. Отказ от этой системы не только
снизит расходы участников ВЭД на 7-10%, но и позволит терминалам перейти
на рублевые тарифы за услуги хранения и досмотра. Ведь сейчас агенты
иностранных линий хорошо зарабатывают на транзите денег по оплате
возмещаемых расходов. Чем больше расход грузовладельца в порту, тем
выше прибыль агента! Но, как стало видно из дискуссии, стороны не
слишком доверяют друг другу. Терминалы считают, что и перевод тарифов в
рубли, и расширение участников договора на погрузо-разгрузочные работы –
дело Федеральной Антимонопольной Службы.
Безусловно, лишь одними встречами с бизнес-сообществом в корне
упростить ведение внешней торговли не удастся. Тем не менее, в глазах
чиновников читался искренний интерес разобраться в сложившейся
ситуации. Лед стал таять, и не только в акватории Финского залива, но и
между участниками транспортного процесса. Атмосфера заседания
потеплела, и было достигнуто взаимное понимание, что медлить больше
нельзя!