Колонка эксперта
27.10.2021
Как отмена тарифных преференций для ряда стран повлияет на налаженные торгово-экономические связи и стоимость продукции
В 2009 году Таможенный союз утвердил перечень государств-пользователей системы тарифных преференций. В него вошли 153 страны, в том числе 103 развивающиеся и 50 наименее развитых стран. Единая система тарифных преференций Евразийского экономического союза (ЕАЭС) содействует экономическому росту государств, входящих в данный перечень. Для наименее развитых стран предусмотрено освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных товаров, а для развивающихся стран — снижение таможенных пошлин на 25% от ставок таможенного тарифа для ряда продукции. Тарифные преференции предоставлялись по таким ввозимым товарам как мясо, мясные субпродукты, рыба, овощи, фрукты, отдельные сырьевые товары и товары низкой степени переработки.
5 марта 2021 года на заседании Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) были пересмотрены тарифные преференции, поскольку многие страны за время действия данной льготной системы значительно улучшили экономические показатели и стали конкурентоспособными на рынке. Перечень сократился более чем в три раза: из него были исключены 75 развивающихся стран (в том числе Китай, Турция, Бразилия, Аргентина и Южная Корея) и две наименее развитые страны (при этом Республика Вануату перешла в категорию «развивающиеся»). Изменения вступили в силу 12 октября 2021 года, так как Совет ЕЭК дал шесть месяцев на адаптацию экономических операторов к новым условиям работы.
Ключевым поставщиком товаров в Россию является Китай с объемом импорта $64,2 млрд в период с сентября 2020 года по август 2021-го. После исключения Китая из перечня развивающихся стран и отмены тарифных преференций, стоимость многих товаров увеличилась на 2-3%, но рынок на фоне крайне высокой инфляции пока не заметил особых изменений. За последний год на рынок стало влиять множество факторов, и наиболее существенными были проблемы, связанные с глобальным кризисом контейнерных перевозок и нарушением логистических цепочек: рекордный рост ставки фрахта как минимум в восемь раз, дефицит контейнерного оборудования, нехватка мест на судах, увеличение сроков доставки. По сравнению с ними повышение стоимости товара в связи с отменой преференций будет неощутимо и, скорее всего, плавно вольется в инфляцию.
Есть вероятность, что постепенно другие государства будут стараться занять место Китая, и в будущем рынок переориентируется на соседние азиатские страны, например, на Вьетнам, с которым у ЕАЭС беспошлинные отношения. По данным ФТС России, с сентября 2020 года по август 2021-го объем импорта из Вьетнама составил $4,6 млрд.
Отмена преференций вряд ли внесет существенные изменения на рынке товаров из Нового света. Одна из наиболее импортируемых оттуда категорий грузов — это мясо и мясные продукты из Бразилии и Аргентины. Объемы ввоза продуктов животного происхождения с августа 2020 года по февраль 2021-го составили $218 млн и $171 млн соответственно. После исключения этих государств из перечня стран-пользователей системы тарифных преференций стоимость продукции выросла на 3-4%. На фоне общей продовольственной инфляции это увеличение не так заметно для бизнеса, но может быть заметно для населения. Поставщиков из Нового света вряд ли заменят поставщики из других зарубежных стран, но может обостриться конкуренция с внутренними производителями. Повышение уплачиваемых пошлин на иностранные товары повысит конкурентоспособность российских производителей.
Источник: Агроинвестор