Колонка эксперта

16.11.2020

Станислав Тобин
Станислав Тобин | Руководитель службы логистики ГК АРИВИСТ

Морской фрахт штормит

Рынок грузоперевозок не поддается никакому прогнозированию в этом году. Руководитель службы логистики ГК АРИВИСТ Станислав Тобин рассказал «Горизонту событий» о том, как море волнуется, а вместе с ним и все участники ВЭД, наблюдая резкий рост ставок на морской фрахт.

В ноябре ставки морского фрахта выросли практически в два раза по отношению к уровню ставок в октябре. Еще пару недель назад привезти стандартный 40-футовый контейнер стоило 2000 долларов. Сегодня цифры почти в два раза превышают октябрьскую ставку – 3800 долларов.

Чтобы понять, насколько это резкий и неожиданный рост, если что-то еще можно назвать неожиданным в 2020 году, стоит посмотреть на прошлогодние ставки в этот же период:

Ноябрь 2019 – 1130 долларов.

Декабрь 2019 – 2140 долларов.

Январь 2020 (пиковый месяц высокого сезона) – 2800 долларов.

Февраль 2020 (месяц Китайского Нового года) – 2400 долларов.

Конечно, мы на пороге традиционного для отрасли высокого сезона, когда начинается рост всех тарифов на грузоперевозки. Однако обычно напряжение ощущается в конце года перед европейским Рождеством и российскими каникулами, а ажиотаж приходится на период преддверия китайского Нового года. Заказов больше, люди закрывают годовые контракты – ставки подрастают.

Рост ставок осенью 2020 можно назвать планомерным, так как Европа в ожидании второй волны коронавируса, закупалась заранее. Но сейчас, в ноябре, ситуация стала угрожающей, так как ясно только то, что ставки будут продолжать расти.

Морские линии объясняют резкий рост ставок дефицитом порожнего оборудования у всех операторов и ранним началом высокого сезона. Овербукинг приводит к тому, что линии переносят отправку на 2-3 недели, что раньше случалось только в исключительных ситуациях (обычная задержка составляла около недели).

Нельзя не отметить, что морские линии готовы идти на встречу и отправлять грузы быстрее - по priority-тарифу, который стоит на 1000 долларов больше базового. Не просто так, отраслевые аналитики, отмечают значительный рост прибыли морских линий в третьем квартале 2020 года. Ситуация с нехваткой порожнего оборудования идет в плюс к прибыли морским линиям.

Открытым вопросом остается дефицит контейнеров. Грузопоток контейнеровозов остался практически на уровне 2019 года (сократился на несколько процентов, по данным Container Trade Statistics), а объем утилизации контейнеровозов минимален.

Конечно, железная дорога в этом году начала активнее заявлять свои позиции на рынке контейнерных грузоперевозок, но пока ж/д не может тягаться по объемам с морем. К слову, железная дорога также выдает увеличение тарифов на 500 долларов. Причины овербукинга те же – дефицит порожних контейнеров и приближение зимних праздников,. «Контейнеры будут грузиться в порядке очереди, исходя из дат фактических отгрузок и дислокации груза. Поэтому гарантировать, что контейнер погрузят на определенный поезд в данном случае не можем. Часть контейнеров с ноября, скорее всего, уедут в декабре» - объясняют железнодорожные партнеры. А могут и не уехать, потому что из-за заторов даты выхода поездов могут быть сдвинуты.

Предпосылок к тому, чтобы началась тенденция к снижению ставок нет. И все участники ВЭД должны понимать, чем дольше они тянут с отправками, тем больнее будет, учитывая ослабевший курс рубля. Ставки будут расти вплоть до середины февраля, а по какому сценарию сказать в существующих реалиях невозможно.

 

Источник: интернет-портал «Горизонт событий»

К списку статей