Колонка эксперта

17.05.2018

Дмитрий Васильев
Дмитрий Васильев | Руководитель Информационного делового центра Санкт-Петербурга в Гамбурге

У ГАМБУРГА НОВЫЙ КОНКУРЕНТ В ГРЕЦИИ. НАСКОЛЬКО ОПАСЕН ПОРТ ПИРЕЙ ДЛЯ ГАМБУРГА?

Контейнерный оборот порта Гамбург от года к году, мягко говоря, не становится лучше. Объемы перегружаемых в Гамбурге контейнеров стагнируют уже несколько лет. Конкуренты Роттердам и Антверпен давно ушли вперед и шансов догнать их практически нет. И вот теперь еще и греческий порт Пирей, говорит, что готов конкурировать с Гамбургом.

Пирей, теперь это имя нового игрока, который, вероятно, попытается перекроить европейский контейнерный поток в будущем. И такое может стать реальностью при сильной поддержке со стороны Китая. В настоящее время Поднебесная строит Новый Шелковый путь, который призван стать торговым маршрутом для лучшего распространения китайских товаров в Европе и в мире. И Пирей хочет играть здесь ведущую роль.

После финансового кризиса в Греции, Пирей, находящийся рядом с Афинами, экономически находится на "уровне плинтуса". Но затем туда пришла китайская государственная компания COSCO. За сумму около 280 миллионов евро COSCO приобрела большую часть портовых активов порта Piraeus и теперь может работать на нескольких контейнерных терминалах. В течение ближайших восьми лет китайцы хотят инвестировать в Пирей еще 550 миллионов евро. Инвестиции будут направлены в развитие портовой инфраструктуры и в меры по защите окружающей среды.

Пирей является первым глубоководным портом в Европе, который расположен на пути контейнерных судов из Азии после того, как они минуют Суэцкий канал. Даже самые большие контейнеровозы могут выгружаться здесь - и при этом нет необходимости совершать дополнительный путь через Гибралтарский пролив, Испанию и Францию, чтобы выгрузить европейские контейнеры в Роттердаме или Гамбурге. Это экономит неделю времени и снижает расходы на перевозку.

Первые эффекты влияния Пирея на рынок уже видны. С момента прихода COSCO, обработка грузов в Пирее выросла почти в три раза. В прошлом году здесь было перегружено около 3,7 миллионов TEUs. И тенденция имеет растущий тренд. К 2019 году Пирей намерен перевалить уже 5 миллионов TEUs.

Для сравнения, Гамбург в течение последних лет застрял на уровне примерно на 8,8 млн TEUs в год. И вскоре может потерять еще часть грузопотоков из-за активности греков. Традиционно внешняя торговля Австрии и крупных регионов Восточной Европы в настоящее время осуществляется через Гамбург. Однако китайцы хотят перехватить этот бизнес - и вкладывают миллиарды в логистический потенциал Средиземноморья. По железной дороге товары из Пирея могут попасть прямо в центр Европы, например в Будапешт, всего за два дня.

Амбициозные планы греков должны наконец прозвучать тревожным звонком в Сенате Гамбурга, считают представители некоторых парламентских партий в Гамбурге. В среднесрочной перспективе порт Гамбург столкнется с усилением конкуренции с тыловой стороны. Поэтому Гамбургскому порту срочно необходима новая активная политика, чтобы не потерять сегодняшние позиции в международной конкуренции. Возможно, план активного развития цифровых технологий в порту сможет стать трамплином для Гамбурга в будущем.

Между тем, гамбургский Сенат тоже реагирует на развитие ситуации. Там считают, что Пирей не является конкурентом Гамбургу, так как грузопоток слишком разный. Сенатор Гамбурга по экономическим вопросам Франк Хорх высказался, что пропускная способность портов не может быть просто распределена «на зеленом столе» в соответствии с политическими пожеланиями. В конечном итоге это будет экономическое решение судовладельцев и экспедиторов, которые принимают решения в отношении формирования всей логистической цепи.

Гамбург пока еще делает ставку на отличные связи с внутренними районами Европы. Особенно на железнодорожное сообщение. Там считают, что это преимущество стоит того, чтобы морской маршрут через Гамбург оставался конкурентным. В сенате убеждены, что азиатским партнерам европейского бизнеса нужно понять, что они могут управлять своим трафиком и через Гамбург и эта концепция имеет место и в отношении порта Пирей.

К списку статей