Колонка эксперта

01.12.2020

Дмитрий Ездаков
Дмитрий Ездаков | Заместитель руководителя таможенной службы ГК АРИВИСТ

Издержки участников ВЭД при переходе на работу только через центры электронного декларирования были колоссальными

Наиболее важные изменения во взаимодействии с таможенными органами в последние годы – это внедрение автовыпусков для зеленого сектора, а также внедрение электронных транзитных деклараций. Важным событием для участников внешней экономической деятельности (ВЭД) стал переход на единый лицевой счет, возможность в личном кабинете получить любую информацию по остаткам, списаниям таможенных платежей. Это значительно упростило учет и контроль наличия денежных средств. Также значимым, но не самым положительным изменением стал переход на работу через 16 центров электронного декларирования. В первые несколько месяцев в каждом из этих ЦЭДов творился бардак и анархия, затем ситуация выровнялась. Простые декларации сейчас через эти центры выпускаются быстро, но если что-то идет не так, то выпуск затягивается на очень долгое время.

Позитивные изменения снижают издержки бизнеса. Технология автовыпуска значительно сокращает время оформления деклараций и исключает возможность корректировки таможенной стоимости. Также это исключает любую коррупционную составляющую.
В то же время есть и негативные изменения, которые повысили издержки бизнеса. При переходе ЦАТ на работу только через ЦЭД многие столкнулись с полным непониманием приказа Минфина № 27н. Во время таможенного оформления декларации висели по несколько дней без запросов, продлений сроков выпуска. При этом какой-либо связи с постом не было вообще (нет официального телефона руководителей ЦЭДа, нет горячей линии по вопросам оформления или даже почты). Издержки участников ВЭД были колоссальные.

Наиболее проблемная точка в цифровом взаимодействии с таможенными органами – это отсутствие оперативной обратной связи по этапу оформления таможенной декларации, назначенным мерам таможенного контроля. Кроме того, для сложных и нестандартных поставок работу усложняет невозможность предварительно показать и согласовать с таможенными органами документы на товар, например, по стоимости или подтверждающие заявленный код товаров.

На текущий момент основная проблема – это не отсутствие цифровых сервисов, а управленческий вызов. Недостаточный уровень администрирования на уровне среднего руководящего звена (начальник отдела таможенного оформления и его заместители), а также нежелание принимать решения в нестандартных ситуациях. Все, что прямо не касается выпуска стандартных ДТ (например, корректировки после выпуска, режимы, отличные от импорта или экспорта, нестандартные товары), происходит очень медленно. Очевидно, что инспектор выпускает в первую очередь то, что может успеть выпустить в срок. Из-за этого корректировки после выпуска могут идти месяцами.

 

Источник: РЖД-Партнер

К списку статей