Колонка эксперта

25.04.2018

Дмитрий Васильев
Дмитрий Васильев | Руководитель Информационного делового центра Санкт-Петербурга в Гамбурге

«НОВЫЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ» ПОКА НЕ НРАВИТСЯ ЕВРОПЕ. КИТАЙ ПОЛУЧИЛ ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.

Страны ЕС активно критикуют требования Китая по их участию в проекте Новый Шелковый Путь. Они выступают за справедливые возможности для европейских компаний, в том числе и в качестве инвесторов в Китае.

Исторический инфраструктурный проект «Новый шелковый путь» подогревает дипломатическую напряженность в Европы. 27 из 28 послов ЕС в Пекине критикуют инициативу «Шелкового пути» как «противодействие повестке дня ЕС по либерализации торговли и смещению баланса сил в сторону субсидируемых китайских компаний». А еще за то, что с Пекин одной стороны признает правила Всемирной торговой организации, но при этом не поддерживает эти обязательства «осязаемыми действиями». К предстоящему в июле саммиту ЕС-Китай Европейская комиссия разрабатывает стратегический документ и призывает государства-члены дать единый ответ на престижный проект Китая по строительству дорог, портов и газопроводов на территории Европы. Европейцы не хотят отказываться от сотрудничества, но вежливо и твердо пытаются формулировать свои условия. К ним относится, то, что китайские компании-поставщики не должны иметь преимущества в закупках и инициатива «Шелковый путь» должна учитывать интересы всех ее участников.

В каждом выступлении за рубежом китайские политики продвигают эту инициативу. Масштабы огромны: с объемом инвестиций около одного триллиона долларов китайцы готовы привлечь столько денег на развитие проекта, сколько еще не было после реализации Плана Маршалла.
Китай намерен объединить Азию и Европу. Дороги, поезда, порты и аэропорты должны соединить китайские и евразийские земли. В г. Чунцин (Китай) уже установлено железнодорожное сообщение длиной в 11.000 км с немецким логистическим центром в Дуйсбурге. 25 поездов прибывают туда из Китая еженедельно.
Сегодня планы идут еще дальше. 65 стран в шести транспортных коридорах перечислены как часть Нового Шелкового пути, через Юго-Восточную Азию в Африку и Европу. Европейская экономика готовится к глубоким изменениям. Генеральный директор SIEMENS Joe Kaeser на Всемирном экономическом форуме в Давосе заявил: «Китай, один пояс, одна дорога» станет новой ВТО - нравится нам это или нет». Большинство европейских политиков разделяют диагноз о том, что Пекин хочет использовать инфраструктурную инициативу для экспорта своих политических и экономических идей и целей и не хотят просто принимать это.

Послы ЕС в Пекине в совместном докладе предупреждают, что Пекин хочет использовать план реорганизации международных отношений и глобализации по своему усмотрению. Инфраструктурная инициатива Китая преследует цели внутренней политики, такие как сокращение избыточных мощностей, расширение роли Китая на международных рынках, создание новых экспортных рынков и обеспечение доступа к сырьевым ресурсам. По мнению послов, многие европейские компании могут обанкротиться, если они не смогут навязать Китаю признанные международные стандарты. Комиссия ЕС разделяет эту обеспокоенность.

На саммите ЕС-Китай будет представлен документ призывающий государства-члены ЕС поощрять соблюдение основных принципов сотрудничества при работе с Китаем. В Европе рассчитывают, что это будут европейские стандарты прозрачных торгов, а также экологические и социальные стандарты. Это должно помешать продвижению контрактов, которые будут в одностороннем порядке доставаться недорогим китайским поставщикам.
Эти принципы должны быть сформулированы Комиссией, а также государствами ЕС вежливо, но определенно против китайского правительства, отмечают в Брюсселе. Пекин рассчитывает на разделение ЕС, чтобы эффективнее отстаивать свои интересы в отношениях с отдельными государствами. В частности, такие страны, как Венгрия и Греция сильно рассчитывающие на китайских инвесторов, ранее были очень восприимчивы к китайскому влиянию.

Почти каждый раз, когда европейские политики отправляются в Китай, участники переговоров с китайской стороны пытаются побудить их совместно развивать Новый Шелковый Путь на китайских условиях. Инициатива «Один пояс, одна дорога» является одним из наиболее важных вопросов между ЕС и Китаем, но отнюдь не единственным в настоящее время. Брюссель обеспокоен множеством препятствий, которые правительство в Пекине ставит на пути иностранных инвесторов, включая принудительную передачу ноу-хау китайским партнерам.
Еврокомиссия не полагается на односторонние заградительные тарифы, по примеру США, чтобы убедить Пекин открыть свои рынки. Брюссель не считает их совместимыми с законодательством ВТО. Вместо этого он ведет переговоры о заключении инвестиционного соглашения, призванного устранить некоторые из этих проблем. До сих пор переговоры были вялыми, но в Европе есть надежда, что с учетом надвигающегося торгового конфликта в переговорах может начаться прогресс.

Законодательства ВТО остается в серой зоне. ЕС не расстается с сомнениями в том, что даже если правительство в Пекине в своих выступлениях говорит о свободной торговле, но в реальности Китай проводит политическую политику националистов и предпочитает собственные компании, особенно в стратегически важных отраслях. Пекин очень хорошо усугубляет серые области законодательства ВТО, такие как защита интеллектуальной собственности, и не пытается избегать явных юридических нарушений. Когда европейцы ведут диалог с китайскими партнерами, те всегда проявляют много понимания, но на самом деле почти ничего не меняется.

Президент Китая в своем выступлении на Экономическом форуме в Боао объявил о более широком открытии рынка Китая в страховом и банковском секторах, например, и о снижении импортных пошлин на автомобилях, но не установил четкого графика реализации. «Мы намерены реализовать эти меры рано или поздно», - просто сказал он. Он также отметил усилия, чтобы развеять опасения по поводу инициативы «Шелковый путь». Это «не китайский заговор, как трактуют инициативы Китая за рубежом», - заявил китайский президент. «Китай не хочет играть в эгоистичные геополитические игры и не хочет создавать эксклюзивный клуб или навязывать его другим компаниям».
Однако до сих пор от китайской стороны нет точной информации, которую иностранные компании могут использовать для участия в китайских программах финансирования. Фактически, Фонд «Шелковый путь» стоимостью 40 миллиардов долларов был создан в 2014 году именно для этой цели. До сегодняшнего дня неясно, кто из европейцев может быть поддержан и на каких условиях. Например, EEW Energy из Waste из Хельмштедта, специализирующаяся на утилизации отходов была первой немецкой компанией, которая подала заявку на получение средств из фонда. В 2016 году Пекинская государственная компания Beijing Enterprises получила контроль над этой компаний под предлогом, что немецкая компания в китайских руках сможет получить хорошие условия для работы с китайским государственным фондом.

Исследование, опубликованное в феврале в Германии экономическим агентством German Trade and Invest (GTAI), (Федеральное агентством по содействию внешней торговле) и Немецкой ассоциацией промышленных и торговых палат (DIHK), представляет собой довольно отрезвляющий анализ проекта «Шелковый путь». В принципе, китайская инициатива где-то открывает возможности для немецких компаний. Однако, как показывает исследование, зачастую это проекты в государствах с небольшой правовой определенностью, которые часто политически нестабильны.

Необходимы прозрачные тендеры. Китай преследует эту инициативу, прежде всего, в своих собственных интересах, считают в GTAI. Китайские тендеры часто непрозрачны, поэтому успешное участие немецких компаний в них вряд ли возможно. Около 80 процентов проектов, финансируемых китайскими государственными банками, в прошлом всегда доставались китайским компаниям. Китайские тендеры часто объявлялись с большой помпой, а затем исчезали и снова появлялись уже после того, как контракт был присужден – критикуют представители немецкой экономики. Внутренние документы Федерального министерства экономики, показывают, что китайцы не слишком интересуются прозрачностью тендерных процедур для своей инициативы «Шелковый путь». В в мае прошлого года Федеральный министр экономики Германии прилетел в Пекин на торжественную церемонию открытия Инициативы «Шелковый путь», он и представители других государств-членов ЕС рассчитывали фактически подписать совместное заявление с китайским правительством. Но ничего не вышло.
Изучение внутренних документы показывает, почему. Федеральное министерство экономики Германии практически не оставило абзацев в оригинальной версии китайцев. Вместо этого Германия и ее европейские партнеры пытались продавить, в частности, условие, чтобы в документе было упомянуто, что всем участникам инициативы «Шелковый путь» гарантированы равные возможности участия инвесторов в транспортной инфраструктуре. В Совместном заявлении, по мнению ЕС, также должно быть четко указано, что все страны участники, включая Китай, привержены принципам транспарентности, основанной на международных стандартах и нормах.
Китайцы не согласились ни с одним из этих изменений и даже активно противостояли европейским государствам-членам друг против друга. Результат - конференция по Новому Шелковому Пути завершилась без совместного заявления.
Подготовлено по материалам издания HANDELSBLATT

К списку статей