Колонка эксперта

13.11.2020

Анна Ремизова
Анна Ремизова | Ведущий менеджер по авиаперевозкам ГК АРИВИСТ

Обзора грузовых авиаперевозок

Участники рынка отмечают: нет пассажирских самолетов иностранных авиакомпаний – нет грузоперевозок. «Аэрофлот», Lufthansa, Air France, Korean Air – любая пассажирская авиакомпания зарабатывает, прежде всего перевозя грузы.

«У крупных перевозчиков обычно есть фрейтеры (грузовые борта), но основной объем перевозился на пассажирских самолетах, на ежедневных рейсах по всему миру. Многие авиакомпании имели два-три вылета каждый день из Москвы или Санкт-Петербурга – это огромные возможности для быстрых и недорогих перевозок грузов», – говорит собеседник редакции.

Из-за сокращения пассажиропотока пассажирские борта стоят на земле, в небе остаются только фрейтеры. Такое крайне малое количество грузового места привело к резкому росту ставок. По данным ИАТА, в мае средний рост тарифов составил 300% по отношению к ставкам за тот же период в 2019 году. Тарифы выросли до 12–13 долл./кг от 100 кг, что выше самых дорогих рождественских рейсов с 25 по 31 декабря.

Авиакомпании, которые возили запчасти, комплектующие и прочее из Китая, были вынуждены перейти на альтернативные способы доставки (железная дорога, авто, море) либо искать альтернативный товар в Европе (автосборки). 99% запросов были на перевозки масок и перчаток либо станков и медицинского оборудования.

Те, кто возил товар из Европы авиатранспортом, продолжают использовать этот вид перевозок. Производства, заказывающие комплектующие из Азии, срочную часть отправляют авиа, остальное железнодорожной сборкой или морем через Владивосток. Несмотря на трудности с объемами грузоперевозок, авиатранспорт остается востребованным для перевозок сроком в неделю.

Убыточный год

Несмотря на некоторое восстановление спроса, российские авиаперевозчики продолжают нести значительные убытки. «Большинство международных направлений закрыто месяцами, при этом затраты компаний росли, так как курс рубля существенно упал, что в том числе увеличило рублевый эквивалент лизинговых платежей, а авиакеросин подешевел незначительно, несмотря на обвал нефтяных цен.

Стоит отметить, что цена на авиационное топливо в аэропортах России в текущем году планомерно снижалась в течение I полугодия. В июле и августе цены выросли, но в сентябре снова снизились. В октябре по сравнению с общей динамикой цены выросли, но по сравнению с началом года стоимость снизилась на 11,62%, или на 6,1 тыс. руб.

По данным Росавиации, по итогам октября средняя стоимость авиационного топлива в российских аэропортах выросла по сравнению с сентябрем на 2,21% и составила 46 873 руб.

Еще одним фактором, влияющим на рост потерь авиакомпаний, стало падение доходов населения, из-за которого компании не смогли повысить тарифы на внутренних рейсах и тем самым переложить часть затрат на пассажиров.

Ведущий менеджер по авиаперевозкам ГК «Аривист» Анна Ремизова отмечает, что сейчас, перед Рождеством, они ожидают горящих запросов тех, кто не успел оформить отправку по морю до Нового года. Рост ставок начался на прошлой неделе, и они будут расти до конца декабря.

К причинам роста ставок она относит небольшое количество рейсов (грузовые и пассажирские, переделанные под грузовые), неполное количество направлений. «Во Владивосток из Китая авиа не привезти, а в Санкт-Петербург прямой рейс возможен только раз в неделю. Остается Москва», – комментирует она.

В-третьих, это овербукинги. Конечно, авиакомпании принимают брони с запасом. В обычный год это их гарантия, что рейс не улетит пустым и убытки будут минимизированы. В периоды пиков овербукинг имеет негативный эффект в связи с тем, что клиентам необходимо каждый раз объяснять, почему их груз, имеющий бронь на 10-е число, не вылетел 10-го и даже 11-го. «Авиакомпания имеет право переносить бронь, если у нее на складе накопились неотправленные грузы с более ранними датами брони. В июне был случай, когда одна авиакомпания в алчном желании заработать набрала грузов больше, чем ее перевозные способности, – на транзитном складе скопилось грузов на две недели вперед», – говорит А. Ремизова.

И, наконец, еще одна причина роста ставок – priority-тариф, позволяющий улететь ближайшим рейсом тем, кто готов платить любые деньги. Ради таких суперсрочных грузов снимают с рейса обычные. В 2020 году авиакомпании отменили этот тариф, оставив возможность экстренной отправки только по запросу правительств.

«К сожалению, кризис сильно ударил по авиакомпаниям, и последствия будут влиять на отрасль еще ближайшие несколько лет даже с благоприятным прогнозом, учитывающим, что пассажирские международные перевозки возобновятся в 2021-м в полном объеме. Поэтому, я думаю, в этом и следующем годах мы будем говорить не о развитии отрасли, а о выживании. Даже гиганты отрасли (авиакомпании вроде Emirates) сейчас, в пиковый сезон, переоборудуют свои пассажирские борта под перевозку грузов, снимая кресла в салоне или перевозя грузы on seat loading (закрепляя коробки прямо в креслах)», – комментирует спикер.

Сейчас авиаперевозчики ожидают дополнительный взрывной рост запросов на авиаперевозку в декабре в связи с новостями об окончании разработки вакцин от коронавируса.

 

Источник: РЖД-Партнер

К списку статей